Выживший 9.0

The Revenant
Год: 2015 год
Дата рецензии:
«Один из самых сильных фильмов за последние пару лет» - резюме к фильму
«Одна из самых сильных, страшных и реалистичных сцен в истории кино, которую мне приходилось видеть» - из текущей рецензии
«Любой фильм с ДиКаприо - это повод для шуток про Оскар хейтерам» - мысли вслух

Рецензия на фильм Выживший

Изначально на съемки фильма был выделен бюджет в 90 млн. Долларов, но из-за желания вести съемочный процесс Иньярриту в хронологическом порядке съемки фильма затянулись, а бюджет был увеличен до 135 млн. Но и это не было самым худшим в съемочном процессе. Съемки велись в реальных абсолютно суровых условиях, где снимать можно было не более 2 часов день, чтобы не навредить актерам. Некоторых увольняли со съемочной площадки, а некоторые уходили самостоятельно, называя это "адом кромешным". Продюсера фильма Джеймса Скотчдополе Иньярриту уволил из-за неверных подсчетов бюджета и оговорках о невозможности снять тот или иной бюджет.

Несмотря на сложные съемки и тяжелый нрав Режиссера, кино в итоге вышло аккурат под наградный сезон, а точнее под Оскар.

Кино основано на записях известного охотника и первопроходца Хью Гласса. Спасаясь от окружения индейцами остаток отряда под предводительством капитана Эндрю Генри (Донал Глисон) и двух опытных охотников: Хью Гласса (Леонардо ДиКаприо) и Джона Фицджеральда (Том Харди) решили оставить плод для передвижения и пуститься в лес пешком, чтобы скрыться от погони. В это время на Гласса напал медведь гризли, который покалечил охотника. Убив своего обидчика в неравной борьбе, Гласс был найден своими товарищами. Передвигаться самостоятельно он не мог, а нести его всем отрядом было не выгодно, ведь это тормозило их и сокращало дистанция от индейцев, которые шли по пятам. Капитаном было принято решение оставить 3-х человек рядом с раненным и заплатить каждому по 100$. Среди оставшихся оказался сын Гласса - индеец полукровка, молодой и ещё зеленый паренёк, который симпатизировал Глассу, а так же сам Фицджеральд, который согласился на это только ради денег. Задача их была проследить за раненным и при его смерти похоронить его как полагается.

Но все продолжилось не долго. Получив согласие от Гласса, на избавление от мук, Джон был преисполнен своим долгом, но сын Гласса не смог с этим смириться и напал на Фицджеральда. В итоге был убит первым. Обманув молодого паренька, Джон предложил бросить Гласса, пока их не настигло 20 индейцев, которых он якобы видел. Под нажимом и убеждениями тот согласился. После этого Гласс был одержим местью за убийство сына и желанием найти и поквитаться с виновником.

До начала просмотра я уже ознакомился со всеми проблемами съемочного процесса этого фильма, читал интервью, где Иньярриту говорил (читай оправдывался) что каждый видит в любом процессе что-то своё. Например, кто-то приехав в Грецию и походив по памятникам архитектуры скажет, что это прекрасные шедевры, а кто-то увидит простые развалины. Речь велась о съемочном процессе, который многие называли адом. Трудно представить какого было актерам сниматься во всем этом в естественных условиях погоды. Но для достижения наибольшего эффекта и погружения актеров в реальные условия послужили только плюсом для всего фильма. На протяжении чуть больше 2,5 часов мы наблюдаем историю выживания и любви к жизни (тут навеяно моим любимым рассказом Джеком Лондона). Да, пускай главный герой одержим местью, которая движет им, но лично мне хотелось бы видеть это с иной стороны. Месть скучна и не верна. Как сказал Фицджеральд: ты такой путь проделал ради мести? И ведь действительно, неужели только ради этого? Тогда каков смысл? Только лишь в утолении своего эго? Лично я считаю это глупостью. И если судить по финальным кадрам режиссер считает абсолютно так же, показывая опустошенность в глазах ДиКаприо. Ну утолил он свою месть, а что дальше? Сына уже не вернуть. А получается все желание выжить сводилось к банальному лишению жизни обидчика. В реальности, на сколько я знаю, он никого из них не убил, да и сына не было. Фицджеральд ушел в армию и был не досягаем, а Джим Бриджер после серьезного мужского разговора с Глассом в последствии стал известным и уважаемым следопытом.

Актерские работы понравились. Леонардо ДиКаприо наиграл на Оскар и заслужил его ещё с Волка с Уолл-Стрит. Тут если ему и дадут статуэтку, то только за общие заслуги (как было с Мартином Скорсезе и Оскаром за Отступники, которые отличные, но не подстать как минимум Таксисту, Бешеному быку и Славным парням). Так же за все те мучения героя, которые он претерпел в данном фильме тоже вполне могут дать. Некоторые отмечают скупость на речь и мол не суждено ему получить награду, что ж, видимо все тут же забыли про Оскар Жану Дюжардену за прекрасно сыгранную роль в прекрасном Артисте. Фильм немой и не блещет какой-либо речью, тогда почему бы и Лео не отхватить свой заслуженный трофей?

Том Харди этой ролью в очередной раз доказал, что играть редких мерзавцев он умеет блестяще. И Джон Фицджеальд в его исполнении тому прямое подтверждение. Манера речи Тома Харди (не смотрите кино в дубляже) придает его герою особую отвратительность. Действия и поступки только укрепляют и развивают ненависть зрителя к нему. На мой взгляд Харди слихвой переиграл своего опонента и это как минимум номинация на лучшую только второго плана.

Очень понравился Донал Глисон в роли сурового и тактичного капитана. Последнее время Донал постепенно превращается в актера первой величины и на фоне двух других он очень органично смотрится в данном фильме. Понравилась мощная сцена поиска Фицджеральда по поселению после выяснения всей ситуации с Глассом.

Ну и наконец-то хотелось бы сказать отдельно о том как все это снято. А снято все просто потрясающе. Вторая работа Иньярриту и Любецки приносит свои плоды. Множество сцен фильма хочется пересмотреть от того на сколько они качественно и натурально сняты. Начальная атака индейцев по уровню мастерства постановки и напряжения напомнила известную сцену из Спасения рядового Райана при высадке на пляж Омаха. Финальное сражение Хью и Джона очень впечатляет. А натурализм, который сопровождает все вышеназванные сцены просто потрясает. 

Ну и я не могу не отметить отдельно сцену нападения медведицы на Гласса. Скажу честно, что это одна из самых сильных, страшных и реалистичных сцен в истории кино, которую мне приходилось видеть. Подобная сцена напомнила акт изнасилования героини Моники Белуччи в Необратимости (и это не потому, что до выхода фильма прошел слух, якобы ДиКаприо дважды изнасиловал медведь). А напомнила именно своей реалистичной и страшной безысходностью. Честно говоря, не представляю как после такого можно не то чтобы выкарабкаться, но и вообще выжить. Медведица получилась очень страшной и натуральной, а сцена одна из самых впечатляющих в фильме.

Стоит ли смотреть данный фильм? Обязательно! И желательно на большом экране. Если у вас есть возможность посмотреть в кино или на плазме дома, то только в хорошем качестве. Не нужно портить впечатление от просмотра некачественной крупнопиксельной картинкой. Лучше посмотреть на выдающуюся работу мастеров в качестве. От себя скажу, что после просмотра фильма не возникло тяжелого послевкусия или чувства легкой депрессии. Все точно наоборот. Фильм зарядил какой-то дополнительной любовью к жизни и желанием не стоять на месте. Нужно поставить цель и идти к ней несмотря ни на что. У героя фильма была цель мести, у нас с вами это пускай будет что-нибудь другое. Месть - это не та мотивация, чтобы жить. Месть это та мотивация, чтобы в итоге умереть. Отчасти нам на это намекает режиссер. Давайте будем всегда ставить такие цели, ради которых мы могли и хотели жить, а не существовать.

ОЦЕНКА: 9,0/10

К списку рецензий...