Любовь и голуби 5.5

Любовь и голуби
Год: 1984 год
Дата рецензии:
«Инфаркт Микарда! Вот такой рубец! Вскрытие показало.» - сон дяди Мити
«Узнаю, кто из вас с отцом видится — прокляну.» - любящая своих детей мать Нинуха

Рецензия на фильм Любовь и голуби

Всем известная классика, растасканная на цитаты и находящаяся в списках, хоть и мысленных, но все же лучших и любимых фильмов у большинства сограждан нашей страны.  История одной деревенской семьи и ещё одной, в жизни которых появилась непредвиденная беда, которая (будем откровенны) самой семьёй (точнее женой) и была создана. Что я такое говорю? «Василий изменил жене, он является редкостной сволочью, а жена Нинуха-то она жертва таких ужасных обстоятельств». И да и нет, но давайте обо всем по порядку.

Пересказывать сюжет, я пожалуй не буду. Надеюсь, что не осталось таких зрителей, которые не посмотрели этот фильм. Ну а если и есть, то сюжет вкратце изложен на протяжении всей рецензии, которая под формат привычных рецензий не подходит, но и обычным коротким мнением не является. Пускай будет рецензия-размышление, формат которого я позволю себе иногда размещать.

Посмотрев очередной обзор от Баженова (да, иногда у него обзоры на тупые комедии получаются интереснее и смешнее самих комедий), я узнал, что «Самый лучший день» - это по сути классические «Любовь и голуби», но в современной обертке и в «новом жанре караоке-комедии». Да, о такой информации приходится узнавать только из выпусков известного обзорщика, но, честно говоря, не очень то и хочется узнавать о фильме какую-либо информацию или предысторию, если априори фильм смотреть не буду.

Увидев обзор и пару видео до этого с подписью «лучшие моменты фильма» (хотелось найти причину, которая вынудит меня посмотреть это кино, но не срослось), мне стало понятно, насколько в очередной раз не удалось сделать ремейк или даже не ремейк, ведь фильм не позиционировался как ремейк, а историю из классики. И на этом фоне я решил посмотреть любимое из детства кино, которое веет каким-то неописуемым уютом и добротой с некоторой грустью и слезами, чтобы в очередной раз убедиться, что в современном кинематографе снимать так и не умеют «как раньше».

Честно сказать, я и не подозревал, что моё мнение о фильме кардинально поменяется после этого просмотра. Да, первая половина прикольная и её интересно смотреть, а вот вторая… А после просмотра и вовсе понимаешь, что первая половина фильма хороша только как что-то отдельное от самого фильма, а не в купе со второй частью, где раскрываются характеры персонажей и происходит развитие сюжета.

В общем, дело всё в персонажах и в развитии их характеров. И дело в большей степени в Нинухе. Она не любит своего мужа Василия, по крайней мере, она считает их брак больше как привычкой или чем-то вполне естественным и непоколебимым. Даже на прощание она его целует как бы нехотя, без желания и вскользь. Да и на протяжении всего фильма ещё до измены, как она только его не называла: «паразит», «чтоб те пусто было» и прочая «милая» диалектика, которая не является проявлением нежных чувств в отношениях и тем более любовью. А уж после измены, да и вовсе проклятиями кидалась, готова была детей проклясть в пылу своих эмоций. Скажете, что «это она сгоряча, любит сильно его и поэтому ляпает». Ну да, только это из той же серии: «Бьёт, значит любит». Такую ахинею я первый раз услышал от директора по продажам, в компании, которой мимолётно работал. Правда, он сказал, что это шутка, но уже был «облеплен» со всех сторон разъяренными сотрудницами, которые не приняли столь странный юмор.

Люди разные бывают и с этим я согласен. Но получаешь то, что даёшь и это по-честному. Организовав свою вертикаль власти в семье, Нинуха и не подозревала, что тихоня Василий сможет что-то такое выкинуть. И в самом деле, кому он такой нужен? То развязался галстук – плачет, то жизнь, говорит тяжелая. Это вообще лучшая отмазка для лентяя. Героини в фильме утверждают, дескать «зато не пьёт» и через сцену уже руки у непьющего трещат от больших кружек пива и бидончика под завязку полным пива. На фоне дяди Мити (которого, к слову, прекрасно сыграл Сергей Юрский, несмотря на роль законченного алкаша) он то вообще пьёт «только по праздникам», поэтому, думаю, что шкала трезвости определялась именно на самом эффектном персонаже фильма.

А ещё Василий - трудоголик. Такой трудоголик, что весь фильм баклуши бьёт и деньги тратит заработанные (наверняка и не им же). Думаю, что здесь соль этой иронии заключалась именно в том, что «все мужики одинаковые»: пьют, хитрят, «ходят налево» и более чем как головной болью никем не являются. Очень смешно и жизненно. А посмотрев это несколько раз, как любимую классику, и вовсе безальтернативно.

Василия тоже отчасти можно понять, но ни в коем случае не оправдать. Проблемы в любых семьях начинаются с того, что пара просто перестаёт разговаривать друг с другом и решать любые проблемы разговорами. Именно разговорами, а не безумными криками и оскорбительными ругательствами. Каким может быть человек, если его никак кроме как ругательных слов не называют? А если он что-то делает и у него не получается и его при этом не поддерживают, а наоборот ругают и говорят что-то вроде «ну говорила же я, что толку от тебя нет» ну или в таком духе, вместо элементарных слов поддержки «у тебя получится, не раскисай». Мужчина тоже должен собраться с мыслями и не привыкать, что за него всё сделают и тогда и только тогда всё получится. А какой смысл делать что-то, если поддержки от близкого человека нет? Вот и начинают искать ответ на дне бутылки.

Так вот из-за неумения вести бесед в семье, где слово главы семьи ничего не значит перед лицом жены, и появилась та самая Раиса Захаровна, которая только и делает, что говорит и делится информацией (общается, а не орёт). Из-за незнания некоторых вещей (из-за необразованности) Василию интересен весь тот бред, который несёт героиня Людмилы Гурченко, а ей в свою очередь повезло, что нашла «уши», которые могут не просто слушать её больше 5 минут, но и чуть ли не в рот ей глядеть, ведь до этого такого не было.

Вроде осознав, что власти над ним нет, а он уже просто к этому привык, он решает вернуться к своей семье, мол, дескать, тянет его назад. Покувыркались, говорит и хватит. Ему не чуждо, что он вдруг кем-то любим, он привык к тому, что он вошь и решает вернуться. Да, у него 3 (!) детей и возможно именно чувства долга перед ними и ответственности за них сыграла решающий фактор возвращения «блудного попугая». Вроде бы так и должно быть, но тут это сделано как бы само собой разумеющееся, а на деле ему как-то по боку на них. Сын в армию? Накатим! Холодно? Накатим! Пил бы он с Раисой? Нет. А здесь всё по старому.

Из всего этого следует, что в фильме нет положительных героев, и за которых хотелось бы переживать. Все получили того, чего желали. Даже Раису сделали жалкой, когда осмелевший Василий в глаза сумел её бросить, а от семьи ушёл вроде как не предупредив. Наверно думал, что пропадёт на полгода, а там как-нибудь само рассосётся. А эта Захаровна всё испортила и за него его развела. А он опять слёзки пускает, не «по-евоному» всё как-то получилось.

Эгоисты в фильме сплошь и рядом. Все думают только о себе. Хорошо хоть конец получился более-менее позитивным и благополучным.

Есть, конечно же, и положительные моменты в фильме. Например, несколько интересных реализаций, таких как выход из дома прямиком в море и постоянные перемещения дяди Мити, ну и ломание четвертой стены самим Меньшовым. К этому добавьте прекрасную игру Юрского и можно получить итоговую оценку чуть выше среднего.

Всё-таки, не все фильмы одинаково полезно пересматривать, если за промежуток последнего просмотра вы сумели измениться несколько раз и тем, кому нравился этот фильм Вы больше не являетесь. Но пересматривать такие фильмы (любимые из детства или юности) необходимо, чтобы понять, насколько вы изменились или не изменились вовсе.

Ну и как обычно, в фильме много смешных цитат. Но это не спасает общее впечатление от сценария.

ОЦЕНКА: 5,5/10

К списку рецензий...