Джокер 8.5

Joker
Год: 2019 год
Режиссёр: Тодд Филлипс
Дата рецензии:
«Сделай счастливое лицо» - слоган фильма
«Фильм получился очень мощным и депрессивным» - в качестве резюме к фильму

Рецензия на фильм «Джокер»

Описание фильма

Готэм. Задолго до появления героя по кличке Бэтмэн. В городе забастовки и безработица. Артур Флек работает клоуном в агентстве развлечений, но мечтает быть комиком, считая, что у него к этому есть способности. У Артура неврологическое расстройство из-за которого над ним потешаются хулиганы, периодически избивая его до больничной койки. Его коллега по ремеслу в качестве самообороны дает ему револьвер, который и меняет мир Флека раз и навсегда.

Кадр из фильма Джокер

 

Фильм-событие

Еще задолго до выхода фильма на экраны, при анонсировании актера на главную роль Артура Флека, было понятно, что это будет как минимум событие в кинематографе. У кого-то были сомнения насчет выбора Хоакина Феникса на роль Джокера. Сомнения были связаны исключительно с тем, попадет ли в роль один из лучших актеров современности или нет. Этот скептицизм был оправдан из-за невнятной роли Джареда Лето в «Отряде самоубийц». Именно после неудачи хорошего актера все начинают сомневаться в адекватности выбора любого исполнителя в дальнейшем. Такое же было сомнение в ребуте Бэтмена, после крайне провальной части «Бэтмен и Робин» и выборе актера на роль Брюса Уэйна.

Кадр из фильма Джокер

Но уже на первых снимках, на которых фигурировал Феникс в роли Джокера, было понятно - это будет выдающаяся роль.

 

Анализ фильма Джокер

Фильм не является по своей сути типичным комиксом, к которому мы привыкли. Тут ни у кого нет суперспособностей и других технических приблуд. Даже приближенная к реальности трилогия Нолана выглядит всё равно более комиксоидной, нежели данный фильм.

Здесь главной герой еще не тот известный злодей, у которого все схвачено на несколько шагов вперед. Здесь Джокер - обычный человек с психическими отклонениями, который не вписался бы в любое общество, не говоря уже о Готэме - олицетворении грязи и насилия. 

Кадр из фильма Джокер

Каждый житель города, где-то глубоко внутри себя мечтает о том, чтобы что-то изменилось, но ничего не предпринимают для этого. Никто не хочет начинать с себя, проще пойти на преступление и временно решить вопрос. В головах у людей кроме как насилия, нет никакого плана по изменению катастрофической ситуации. Банальная ненависть к элите, в лице Томаса Уэйна (отец будущего борца с преступностью) и желание ему если и не смерти, то как минимум банкротства, выглядит жалко и беззубо. Но это такое общество, которое разделилось на элиту и слабых, кто боится что-то менять, потому что боится еще одного падения, в случае обязательной неудачи. И тут волей случая, а не грамотного планирования, появился Артур Флек. Он - олицетворение результата человеческой жестокости над слабыми и беззащитными. Он собирательный образ "маленького" человека, который долго держал в себе ненависть и который не смог ничего с собой поделать и поддался искушению и власти над той самой элитой, которая раньше бежала за ним, а не от него. Именно поэтому он жестоко и расправляется в метро с тремя мужчинами, впервые видя свое превосходство. И он втягивается в это действо, по сути становясь одним из них, только страшнее и опаснее.

Кадр из фильма Джокер

На фоне всех общественных проблем и переживаний, преступление Артура становятся глотком свежего воздуха. Теперь каждый начинает думать, что появился кто-то, кто бросил вызов системе и за этим "лидером" они бы пошли уже вершить справедливость. 

Ситуация здесь очень схожа с той, что была в "Прирожденный убийцах". Там больная на всю голову парочка убивала без причины, а общество и СМИ (в первую очередь) сделали их национальными героями. Моральные уроды просто были собой, а люди видели в этом символизм и лидерство.

Когда Артуру срывает резьбу, он начинает видеть всех и вся в том виде, в котором они являются на самом деле. Все были в масках или он видел их всех такими. Он прятал себя настоящего за костюмом клоуна и считал себя смешным. Точнее ему хотелось в это верить и он твердо в это верил, потому что без веры в себя можно сломаться. И он сломался, выпустив наружу свою сущность. Чувство власти меняет людей не в лучшую сторону. А подобного рода люди не знают границ дозволенности этой власти, потому что ещё недавно они были никем всю свою жизнь, а стали властелинами, как они считают. От них теперь зависит все, для чего останавливаться, если это может больше не повторится? Вот они и начинают это использовать по полной программе, пока власть не закончится и их не посадят в тюрьму или не убьют.

Кадр из фильма Джокер

Артур начинает использовать это и устраняет всех тех, кто когда-либо издевался над ним и причинил ему сильную боль. Кому он безоговорочно верил и кто его предал самым подлым образом. Он это понимает, только когда раскрывает свою истинную сущность. 

Одним из главных плюсов фильма является то, что антигерою Джокеру не хочется подражать и ассоциировать с собой, как это было в Тёмном рыцаре. Здесь герой одновременно жалок и отвратителен. А общество ломает и уничтожает все то, что могло быть последним человеческим в его сущности. И Артур становится таким же прогнившим, как и общество, которое его и слепило. Какому обществу понадобится такой герой? 

Кадр из фильма Джокер

Героя Феникса жалко лишь отчасти и то в первой половине фильма. Но это никак не оправдывает всех действий и преступлений, которые он совершает. Нет никаких оправданий его действий, есть только анализ того, как обычный человек может переродиться в подобного лидера. 

 

О создателях фильма

Отдельно хочется сказать о прекрасных составляющих фильма, на которых он держится. В первую очередь операторская работа, режиссура и музыкальное сопровождение. Все настолько грамотно и гармонично передает трансформацию Артура в Джокера, что веришь в это понастоящему. Ну и, конечно, филигранная роль Хоакина Феникса и заслуженный Оскар. Это, к слову, его первый Оскар в карьере. Он уже как-то высказывался о самой награде крайне грубо, но не наградить в этот раз заветной статуэткой было бы тяжким преступлением. Да и признаемся, конкурентов как таковых у него вообще не было. Единственный конкурент, как я считаю, был Адам Сэндлер, которого даже не номинировали.

Кадр из фильма Джокер

Артур Флек в исполнении Хоакина получился таким, каким и должен был получиться. Первую половину фильма его откровенно жалко. Режиссер и сценарий делает все для того, что ты сидишь всю эту часть и ждешь, когда же он будет отвечать своим обидчикам. А когда он отвечает, то испытываешь некоторого рода катарсис, но чем дальше, тем тяжелее воспринимается его действия. И тут уже не до катарсиса. Тут уже начинаешь понимать, что перед нами страшный человек, дорвавшийся до власти. Феникс гениально передал две эти сущности своего героя и переход их состоялся крайне правдоподобно. Посмотрите на его движения, мимику, то, как он произносит фразы (тут только в оригинале) и как он смеется. Тут была проделана отдельная работа над тремя видами смеха, которые использует герой фильма. Если в начале фильма его смех хоть немного вызывал улыбку (так как смех любого человека вызывает по большей части улыбку), то в конце это стало уже как визитной карточкой безумия и было совсем не смешно, а страшно.

 

Итог фильма

Фильм получился очень мощным и депрессивным. В моем личном списке лучших фильмов 2019 года я его поставил на третье место. Есть несколько нерешенных вопросов, на которые, в принципе, и не нужны ответы. К первой части есть некоторые претензии, но вторая полностью их искупает. Данный Джокер никоим образом не является тем, которого мы помним из Темного рыцаря (умный, расчетливый). Здесь больной человек, который волей судьбы становиться героем. Героем, которого заслужил загнивающий город. Герой, которого этот город и породил.

Кадр из фильма Джокер

К списку рецензий...